Леонид Кутырёв-Трапезников
Интервью с Леонидом Кутырёвым-Трапезниковым –
Шеф-редактором альманаха «Гражданинъ»
Леонид Кутырёв-Трапезников – философ, литератор, журналист, филолог, кандидат педагогических наук, член Международной ассоциации писателей и публицистов. Родился в городе Уссурийске (Дальний Восток). Работал учителем русского языка и литературы, старшим научным сотрудником НИИ общей педагогики АПН СССР, заместителем директора школы по науке, главным редактором муниципальной и региональной газеты, заместителем гл. редактора газеты «Российский писатель», Пресс-секретарём Союза писателей России. На сегодня – Шеф-редактор литературного альманаха «Гражданинъ». Автор нескольких книг, многочисленных журналистских очерков в отечественной и зарубежной периодике, а также стихов и прозы в литературных сборниках, газетах и журналах СССР и России.
Вероника Астрова:
– Литературный альманах, Шеф-редактором которого вы являетесь, называется «Гражданинъ». Что для Вас означает это слово и как Вы ассоциируете себя с этим понятием?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Гражданин – это человек, у которого есть Родина, который любит свою Родину, который не мыслит себя вне Родины, который делает всё для защиты и процветания своей Родины. Казалось бы, очень просто. Но нет. Оказывается, есть люди, которые не считают, что у них есть Родина, которые не только не любят свою Родину, а ненавидят её, которые без проблем могут бросить Родину, которые палец о палец не ударят для защиты и процветания Родины. Вот ведь какое дело. Лично я – гражданин России. Такой же, как миллионы других граждан моей страны. И я, как и миллионы других людей, живущих здесь, могу сказать, что у меня есть Родина, я люблю свою Родину, я не мыслю себя вне Родины и по мере своих сил делал и делаю всё для защиты и процветания моей Родины.
Наш литературный альманах «Гражданинъ», помимо всего прочего, и существует для того чтобы постоянно говорить и напоминать читателям: каждый из нас в первую очередь является гражданином России.
Вероника Астрова:
– Гимн России начинается словами «Россия – священная наша держава». Как Вы понимаете эти слова?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Так и понимаю. Родина моя – Россия – самое дорогое, святое, священное, благоговейное, божественное из всего, что меня окружает. Расскажу один эпизод из моей биографии. Мальчиком-подростком я долгое время жил в Венгрии. Там была очень красивая и комфортная жизнь. По сути, как сегодня говорится, европейский образ жизни со всеми привилегиями и удовольствиями. Будапешт, озеро Балатон, горный массив Матра, живописная растительность. Все блага сыпались на голову. А я, по сути, мальчик, с первого года пребывания заграницей страстно хотел вернуться в СССР. И просил родителей поскорее вернуться. Однажды мама, видя, что я почти болею от этого желания, сказала: «Это ностальгия, сынок». Да, это была тоска по Родине. И однажды мы вернулись. Началась обычная жизнь. Никаких больше привилегий и удовольствий. Никаких благ. А я был по-настоящему счастлив. Почему? Да потому что вернулся на Родину!
Человек без Родины – скиталец по чужим для него странам и народам. Он, как прокажённый, никому не нужен и вызывает лишь отвращение и презрение…
Вероника Астрова:
– К сожалению, сегодня отечественная литература часто напоминает лошадь с зашоренными глазами, которая ходит по кругу, а многочисленные «союзы» лишь запутывают всё вокруг.
Даже так называемое патриотическое течение, которое сегодня очень востребовано, зачастую ничего не может, а профессиональные чиновники считают себя профессиональными литераторами. Как Вы считаете, стоит ли вспомнить советский опыт или взять пример с Китая?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Это единственный путь к возрождению настоящего союза писателей. В 1991 году распал-ся СССР. Вместе с ним распался и Союз писателей СССР. Сделано это было специально идеологами доморощенного либерализма по заказу их западных хозяев. Образовалось два союза: Союз писателей России и Союз российских писателей. Первый из них вроде стал преемником Союза писателей СССР, а второй отвернул в сторону и стал Союзом российских предателей. Но главное было в другом. На обломках СССР образовалось либерально-капиталистическое государство, а такому государству патриотические писатели были не нужны. Материальная поддержка от нового государства оказывалась только либеральным писателям-предателям, а писателей из Союза писателей России откровенно травили. Если какой-нибудь поэт начинал лить помои и грязь на Россию, ему начинали давать гранты, присуждать премии и платить хорошие деньги. И сегодня государство не оказывает никакой поддержки Союзу писателей России. В 2010 году был создан Литературный клуб, членами которого стали авторы порталов Стихи.ру и Проза.ру. На базе этого клуба возник Российский союз писателей – либеральная организация, созданная из сетевой литературы. Однако сюда пришёл частный капитал. И здесь патриотические писатели оказались не нужными. Подкармливают только тех, кто стоит на позициях западного либерализма и проводит в своём творчестве эту идеологию. Были созданы и другие более мелкие союзики писателей. Вот такая история.
Сегодня уже очевидно, что срочно необходима реорганизация всех этих союзов. Либеральные союзы должны быть распущены и запрещены. В условиях смертельной опасности для нашей страны в литературе крайне востребованы проводники государственного патриотизма. Сегодня в России должен быть один союз писателей с материальной поддержкой от государства. При этом должна быть проведена честная и жёсткая ревизия членства и приём новых членов союза с высоким порогом отбора. Никакого блата, никаких родственников и дружков, никаких нужных человечков. Основные критерии отбора в новый союз писателей – талант, литературный профессионализм и любовь к Родине.
Вероника Астрова:
Мне удалось узнать некоторые эпизоды Вашей биографии. Так, например, Вы достаточно долго работали Пресс-секретарем СПР и в это же время были замглавного редактора газеты «Российский писатель». В каждом номере газеты публиковались Ваши статьи и репортажи. По три-четыре. Некоторые шли без Вашего имени.
Многие пишущие всеми правдами и неправдами стремятся стать членами СПР или других союзов.
Отчего же Вы не воспользовались очевидной возможностью и не вступили в этот писательский союз?
Л. Кутырёв-Трапезников:
Да, есть такой факт. Это моё принципиальное решение. Валерий Николаевич Ганичев, в то время Председатель правления СПР, звал меня в Союз и говорил, что за 15 минут мы всё оформим. У меня были уже выпущенные в свет книги, множество других публикаций, а рекомендации давал сам Председатель правления и другие секретари СПР. Но я отказался. Мне достаточно было быть Пресс-секретарём СПР и Замглавного редактора газеты «Российский писатель». Почему же я всё-таки не вступил в Союз писателей России?
Я увидел, что эта организация совсем не Союз писателей СССР. Она тяжело больна. Принимает в свои члены любого, кто захочет в неё вступить. Престиж члена союза писателей упал ниже плинтуса. На одного сильного и яркого писателя приходится сотня бездарностей и графоманов. Приведу ряд примеров.
Одна высокопоставленная дама из Союза писателей протолкнула сюда своего любовникаактёра. Её спрашивают: «А у него книги есть?» Отвечает: «Он обязательно напишет!» Следующий вопрос: «А он писать-то умеет?» Ответ: «Он обязательно научится!» И этот актёр стал членом Союза писателей. Таких случаев было несколько на моих глазах, и это считалось обычным делом. А что такого? Все так делают.
По долгу службы разговариваю с одним поэтом, естественно, членом Союза писателей. Он хвастается: «У меня 38 поэтических сборников! Я написал стихов больше, чем Пушкин!» Спрашиваю: «А сколько лет Вы занимаетесь стихосложением?» Отвечает: «Давно. Скоро будет семь лет». Я посмотрел один из его сборников – читать невозможно.
Махровая графомания. Чудовищные нарушения в поэтике. Незнание русского языка. И этот член союза писателей издал 38 книг без малого за 7 лет… Вы можете это представить? И он не один такой. Пробивные деятели стихотворного цеха, присосавшись к какой-нибудь государственной кормушке, где работают или работали раньше, штампуют свои книги одну за другой.
Один мой родственник пропихнул в союз писателей свою жену. Я её знаю – она в жизни ни одной строчки не написала, в русском языке абсолютно безграмотна. Родственник взял две свои старые книги, о которых уже все забыли, поставил в авторстве её имя и вновь опубликовал. Вот вроде она их написала. Я ему говорю при встрече: «Зачем ты свои книги выпустил под её именем? Зачем ты её вообще протащил в Союз писателей? Она же русского языка не знает. Она в жизни может только квитанции за газ и воду подписывать. Зачем?» Ответ: «Ну, она меня пилила, хотела, чтобы у неё тоже книги были. Она их дарит продавщицам на рынке, а те ей продукты отпускают подешевле». Сегодня она член Союза писателей. Любят у нас родственные связи в СПР – «ну, как не порадеть родному человечку?»
Был у меня знакомый поэт из подмосковного городка. Он там главный по литературе. Классический графоман. Бездарен до безобразия. Развил бурную деятельность. Контролирует всё, что там издаётся. У него большая аудитория. Читает лекции – «Как писать патриотические стихи». Скажете: не может быть? Может! И широко рекламируется. И люди внимательно слушают. И стар, и млад. Наверное, скоро будет читать лекции на тему – «Как писать стихи о любви». Читать его стихи невозможно – это ужас. А он не только член союза писателей, нет, он уже секретарь союза писателей! Входит в комиссии и жюри различных общероссийских поэтических конкурсов. Да, вот такой «пиит» судит чужие стихи. А поэты, отсылающие стихи на конкурсы, думают, что в жюри люди компетентные и высокопрофессиональные. Наивные…
Помните знаменитую историю с Б. Сивко, которого приняли в Московскую писательскую организацию? Б. Сивко – бред сивой кобылы. Телевидение освещало! И что? Да ничего. Как с гуся вода…
Знаете, сколько недавно стоило вступление в Московскую организацию Союза писателей России? Всего 10 тысяч, рекомендация – до 5 тысяч. Писать ничего не нужно. Заплатил – и ты член Союза писателей.
Надеюсь, теперь Вы понимаете, почему я не стал вступать в Союз писателей?
Вероника Астрова:
– В интернет-ресурсах можно найти Ваши поэтические произведения. Лично я знаю достаточное ко-личество поклонников Вашего творчества. Я знаю, что у Вас много прекрасных авторских песен под рояль с удивительно красивой музыкой, но знаменитым Вы как-то не стали. Вас это обижает или достаточно того, что созданное Вами трогает душу читателя, даже если не все знают, что Лео Сильвио (ЛеоСи) – это именно Вы?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Нет, меня всё это не волнует. Я давно живу, если можно так сказать, в другом измерении. Я начал сочинять стихи с 5 лет. Отец показал мне ритмику, рифмы и некоторые художественные приёмы. Мама читала мне стихи Михаила Лермонтова, потом Александра Пушкина. После этих уроков поэзия вошла в мою жизнь навсегда. Я стал читать стихи. Прочитал всю классическую поэзию, потом современную, потом зарубежную. Всё, что у нас публиковалось, я прочитал. Точнее, не прочитал, а изучил. Я читал эту массу стихов с карандашом, делая специальные пометки, читал по нескольку раз одно стихотворение. Таким образом, я изучал, как пишутся стихи. Попутно я сам стал сочинять стихи. В день писал по 2-3 стихотворения. Мне покупали большие общие тетради, и они быстро заканчивались. Чуть позднее я стал читать книги о стихосложении. Первым был «Поэтический словарь» Александра Павловича Квятковского. Я изучил его от корки до корки. Эта книга совсем истрепалась. Пришлось купить новую. Потом было множество других книг по теории.
Совсем молодым человеком меня назначили руководителем литературной студии Московского метрополитена. Было много взрослых и умудренных жизнью людей. А я, совсем ещё юноша, читаю им лекции о поэзии и веду творческие семинары. Представляете?
У меня были замечательные учителя. Это были поэты-фронтовики: Константин Симонов,
Юлия Друнина, Константин Ваншенкин, Евгений Винокуров, Александр Межиров, Давид Самойлов, Борис Слуцкий, Марк Соболь. Удивительные люди! У некоторых из них я сидел на семинарах, с другими встречался лично. Они относились ко мне снисходительно, видя, по сути, талантливого мальчишку, еще мало соображающего в настоящей поэзии. Они тогда были цельными личностями, яркими поэтами, мудрыми людьми, за спиной которых была война. А я был ещё никто, типичный «юноша со взором горящим».
Прошло время. Честно скажу, что для меня нет тайн в стихосложении. Мне довольно прослушать или прочитать всего четыре строчки любого стихотворного текста, чтобы всё сказать об авторе, если более-менее известный. Нет проблем и в определении уровня мастерства любого современного поэта. Четыре строчки – это медицинская карта поэта, где написана вся история его болезни, то есть таланта и профессионализма. Для меня это, как говорится, элементарно. Однако за этим стоит колоссальный труд и долгие годы изучения поэзии.
Однажды в одной компании я у всех на глазах победил в споре о поэтике профессора Литературного института. Он страшно возмущался тем, что неизвестно кто пытается ему что-то объяснить в теории русской поэтики XVIII века, но в конце концов признал своё поражение и пожал мне руку.
И вот в какой-то момент жизни я вдруг понял, что достиг вершины, что познал в поэзии все тайны и что цель, которую я когда-то поставил перед собой, достигнута. Ведь моей целью была не слава, не успех, не имя в литературе, а именно и только познание великого искусства поэзии.
После этого наступила страшная усталость и пришло мучительное разочарование.
Кстати, а известность ко мне пришла, только не в поэзии, а в другой области. Я ведь знаменитый создатель настольно-полиграфических игр. В этой сфере специалисты и любители игр называют меня человеком-легендой. Мои игры известны во многих странах мира. В 90-е годы мои игры продавались миллионными тиражами. И сегодня многие мои игры можно купить. Их постоянно издают и переиздают. Однако это уже другая история моей жизни, кстати, не менее забавная и любопытная..
Вероника Астрова:
– Выходит уже 10-й номер альманаха «Гражданинъ». Анализируя содержание этого электронного литературного альманаха, можно сказать, что он стал поистине интернациональным. Что объединяет авторов из Израиля, Германии, Казахстана, США, России и других стран в патриотическом российском издании?
Есть ли в этом некая преемственность с идеей Марата Каландарова, создавшего в своё время Международную ассоциацию писателей и публицистов (МАПП), где публиковались авторы, пишущие на русском языке из многих стран мира?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Мы с Маратом Каландаровым во многом единомышленники. Очень жаль, что он так рано ушел из жизни. Его идея – объединение в одной организации всех ярких русскоязычных поэтов, писателей и публицистов со всего мира. Я принял его идею с одной важнейшей поправкой – любящих Россию и народ России.
Вероника Астрова:
– Сейчас для любого человека, любящего Россию и десять лет всей душой переживающего по поводу Донбасса и событий, происходящих в зоне СВО, поддержка наших воинов и жителей вновь присоединенных территорий очень важны. Хотелось бы услышать Ваше мнение о происходящем.
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Если бы я был помоложе, то немедленно уехал бы на Донбасс, еще в 2014 году, сражать-ся с неонацистской нечистью и бандеровщиной. Но возраст, к сожалению… Для воина необходимы здоровье, сила, энергия, а у меня давно этого нет. Моё оружие – наш альманах «Гражданинъ». Вот именно здесь я сражаюсь за Родину.
Вероника Астрова:
– Вы личность многогранная: музыка, поэзия, проза, публицистика, журналистика, создание игр.
Судьба дала Вам много талантов, а помогло ли такое разнообразие в жизни?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Скорее всего, нет. Если бы я выбрал что-то одно, то, наверное, добился бы успеха в какой-то сфере. Однако мне многое было интересно в жизни. Об успехах я не думал. Сейчас уже поздно что-то менять. Acta est fabŭla.
Если бы можно было вернуться назад и всё изменить, то я бы обязательно вернулся и всё изменил. Во-первых, я бы обратил свою жизнь к Богу. Во-вторых, я бы не стал заниматься литературой так, как занимался. И выбрал бы настоящую профессию: или композитор, или режиссёр. Вот это было моё. В-третьих, изменил бы свою личную жизнь. Да, у меня были бы женщины, но никакого брака и никакой семьи. До определённого возраста. Одна женщина приходит за счастьем, другая приносит счастье с собой. Вот мне попалась в молодости первая и, по сути, сломала мою жизнь. Да, так бывает, увы… Мужчина первую половину жизни должен отдать профессии и работать на благо Родины, а брак и семья – это потом…
Вероника Астрова:
– Что Вы можете сказать о современной поэзии?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Наверное, Вы имеете в виду современное стихосложение? Поэзия – это несколько выше и дальше от стихосложения. Однако когда стихосложение проявляет в себе поэзию, такое становится явлением в литературе. В целом, современное стихосложение находится в России на весьма добротном среднем уровне, но без какого-то особенного развития.
К примеру, нельзя назвать развитием стихосложения модные сегодня попытки сочинять стихи без пунктуации, т.е. вычеркнув из русского языка синтаксис. Кстати, такие стихи-уродцы я в своё время назвал ПЭПсом. Что такое ПЭПс – это поток экспрессивного подсознания. Иными словами, некоторые современные поэты пошли самым примитивным путём – стали ломать русский язык, на котором пишут стихи. Это выглядит примерно так: архитектор вместо того чтобы заниматься зодчеством и строить новые здания вверх, начинает рыть ямы и строить землянки вниз.
Нагромождение и сплетение художественных приемов (тропов) дают эффект необычности поэзии, но при этом теряется смысл и, в конечном счёте, поэзия, если, конечно, она была. Смысл вообще уходит на второй план, о чем стихи, никто никогда не скажет. Так в чем же секрет таких стихов? А в том, что они не имеют смысловой границы. Изначально по сути своей такие стихи бессмысленны.
Очень важное условие: такие стихи можно закончить в любой момент – на второй или третьей строфе, а можно растянуть на 10-20 строф, а можно вообще поменять местами не только сами строфы, но и строчки в строфах. Это стихи-уродцы. Это ПЭПс. Это – стихи-эмоции, не имеющие смысловой границы.
Далее.
В современном стихосложении дефицит идей. Часто стихи пишут о том, что видят, слышат или чувствуют. Это совсем не плохо. Но этого мало для развития стихосложения. Где новые и необычные идеи? Конечно, легче сочинить простые, почти безыдейные стихи, чем создать стихотворение на основе яркой и нестандартной идеи.
Я давно обратил внимание, что в современном стихосложении не видно сюжетных стихов. А ведь это одна из самых сложных форм стихосложения. Почему поэты не берутся за создание таких стихов? Потому и не берутся. Это слишком сложно. А что для этого нужно? Надо создать сюжет, который был бы интересен читателю. Надо выдержать этот сюжет от завязки до развязки. Надо облечь этот сюжет в художественное содержание со всеми атрибутами поэтики. Надо соблюсти концентрацию художественных тропов в каждой строфе и, помимо этого, сохранить баланс между строфами. Надо следить за ритмикой, рифмой и фоникой. При этом сохранять сюжетную линию! И главное – вдохнуть в стихотворение свою душу. Это слишком сложно, не так ли? А сочинять стихи о том, что увидел, услышал, почувствовал – это всё просто. Или ещё легче – писать ПЭПс. Никах проблем.
Современное стихосложение совсем не занимается ритмикой, а ведь здесь огромное поле для развития. Только иногда встречаются редкие попытки что-то создать в этой сфере. Но все упорно пишут стихи в силлабо-тонической системе, а ведь она не единственная. Я понимаю, что эта естественная система для нас. Но когда она появилась? С XVIII века. Нам её открыли Василий Тредиаковский и Михайло Ломоносов. С тех пор большинство поэтов и пишут стихи в этой системе стихосложения. Но почему? Потому что иное очень сложно – акцентный стих, дольник, логаэд. Здесь скрыта такая музыкальность, такие интонации, такая необычная звукопись. Но нет, никто в этой сфере не замечен из современных поэтов.
К сожалению, современные поэты не умеют или не хотят создавать стихи со сложной строфикой. Всё-таки, скорее всего, – не могут. Типичная строфика сегодня для абсолютного большинства пишущих стихи – это четверостишие. А ведь в сложных строфах кроется необыкновенная красота. Но это очень сложно. Отсюда самая простая и легкая форма строфики – четверостишие.
А где развитие?
Сегодня читаешь современные стихи и видишь, что поэты совсем не знают, что такое фоника стиха и, в частности, не понимают фонетики рифм. Сплошь и рядом в четверостишиях можно услышать в рифмах один и тот же гласный звук. А ведь у нас 5 гласных звуков в русском языке (и, ы – очень близкие). В рифмах строфы должно быть разнообразие звуков, если, конечно, это не специальная звуковая картина – к примеру, ассонанс.
И многое ещё, в чём можно развиваться.
Кстати, вернусь на минуту к сюжетным стихам. Однажды я, как обычно, приехал на работу в СПР и вошел в ротонду (есть там такой зал), вижу группу из 5-6 человек, оживленно что-то обсуждающих. Увидели меня и подзывают к себе. Среди них были Николай Дорошенко, главный редактор газеты «Российский писатель», Марат Каландаров, президент Международной асссоциации писателей и публицистов, два секретаря СПР и кто-то ещё. Оказывается, они говорят о моём стихотворении «Адюльтер». В те дни у меня вышла подборка стихов в «Российском писателе». Так вот. Их привели в восторг эти сюжетные стихи, а говорили они не только о том, что сюжетные стихи стали большой редкостью, хотя в них кроется невероятная сила, – они обсуждали эту конкретную историю, которую я отразил в стихах. И каждый из них рассказывал свою историю случайной любви в командировке. У всех было такое, очень похожее. И они обратились ко мне с вопросом: ну, как же у тебя всё это было в реальности? И тогда я сказал такое, что привело их в шоковое состояние. И они сначала наотрез отказывались этому поверить. Я сказал, что это всё просто придумано мной. И честно скажу, я все свои сюжеты придумываю. Потом уже кто-то из них сказал: «Вот так, товарищи. Леонид сейчас показал, какова сила искусства!» А через несколько дней Марат Каландаров лично принял меня в Международную ассоциацию писателей и публицистов. Да, всё-таки есть что-то в поэзии магическое…
Последнее.
У нас в альманахе в каждом номере публикуются поэты, стихосложение которых можно признать настоящей поэзией. Это я Вам откровенно скажу.
Вероника Астрова:
– Ваших стихов давно не видно и не слышно. Что случилось?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Ничего особенного не случилось. Во-первых, публиковаться на сетевых литературных сайтах – это постыдное дело. Там публикуется мусорная литература. Зачем же лезть в это бездонное болото для массы графоманов и бездарностей! Во-вторых, я долго работаю над своими стихотворениями. Месяц-два как минимум, а бывает, пишу несколько лет одно произведение. В третьих, я взял, можно сказать, паузу для осмысления творчества и жизни. К тому же наш альманах для меня – самое важное дело сегодня.
Вероника Астрова:
– Говорят: «Человеку для счастья нужно меньше, чем кажется». Счастливы ли Вы и, если нет, чего не хватает для счастья?
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Я счастлив уже тем, что моя Родина – Россия, и я здесь живу. Я счастлив, что вот вы-ходит уже 10-й номер альманаха «Гражданинъ». Я счастлив верой в будущую и обязательную победу!
Вероника Астрова:
– Это интервью для альманаха «Гражданинъ». И в заключение расскажите о планах, перспективах и, возможно, проблемах, которые требуют решения. И ещё хочется попросить Вас сказать несколько слов для авторов и читателей нашего издания.
Л. Кутырёв-Трапезников:
– Наши планы довольно просты и недвусмысленны. Цель – сделать альманах более по-пулярным среди читателей и авторов. Как говорится, более раскрученным и востребованным. И ещё мы пытаемся найти понимание и поддержку от государства. В перспективе готовим выпуск Приложения к альманаху по большой прозе и драматургии, а также в перспективе выпуск Приложения с аудио- и видеоконтентом. Проблемы есть. Это касается материального обеспечения. Нам нужно хотя бы обновить технику и программы для более качественного и быстрого выпуска номеров альманаха. Мы обращались за помощью к читателям и авторам альманаха за благотворительной помощью, но не нашли понимания, к сожалению, хотя благотворительность сегодня распространенное явление. Видимо, литература сегодня мало кому нужна и мало кого волнует. Или круг наших читателей и авторов настолько беден, что сам нуждается в материальной поддержке. В этой ситуации радует лишь то, что находясь, по сути, в нужде, наши читатели и авторы имеют время на литературу и чтение альманаха.
Наступает Новый, 2025 год.
Главное пожелание всем нашим воинам на фронтах и всем гражданам великой России:
Победы в войне с Западным миром и с неонацистским украинством!
Читателям нашего альманаха желаю не тратить время на сетевые сайты – литературные мусорные помойки. Внимательно читайте наш альманах от начала до конца, ибо это настоящая литература.
Авторам альманаха пожелаю больше думать над новыми яркими и необычными идеями в своём творчестве, как говорится, «не петь обо всём на свете, как белка в колесе», а уже потом на основе этих идей создавать такое, что вызовет искренний интерес читателей.
Редакционной команде альманаха, моим дорогим друзьям, пожелаю продолжать работу над альманахом, осознавая, что это, быть может, самое важное, что мы делаем в своей жизни для России – для нашей Родины.
Вероника Астрова:
– Благодарю Вас, Леонид Анатольевич, за интервью.
Вероника Астрова – Родилась в Екатеринбурге. Журналист. Фотограф. Автор журналистских расследований в российской периодике. Увлекается литературной критикой. Сотрудничает с альманахом «Гражданинъ». Живёт в Москве.