ГРАЖДАНИНЪ №1
Леонид Кутырёв-Трапезников
Передо мной стоит главный вопрос: кому предназначено это литературное общероссийское электронное некоммерческое издание? Ответ один, и другого быть не может.
Наш литературный альманах, в первую очередь, направлен к читателям, для которых русский язык является родным, а понятие ГРАЖДАНИН было, есть и будет важнейшим качеством человека, неразрывно связанного любовью к нашей стране – к большой и непобедимой Родине, вобравшей в себя все эпохи и всю историю нашего государства: и грандиозную Российскую Империю, и бесконечно великий Советский Союз, и современную Россию с её нелегкой судьбой.
Мы несем наш альманах тем читателям, для которых русские культура, искусство и литература всегда будут необходимыми условиями для жизни точно так же, как воздух и вода, как хлеб насущный, как явление Бога в душе русского человека…
Подавляющее большинство литературных изданий фактически предназначено не читателям, а пишущим людям, играя на их самолюбии, на возможности публикаций, на желании приобщиться к литературной элите.
Единственная цель – показать автора и его произведение. Опубликовали и забыли. Автор доволен. Но что дальше? Конвейер публикаций и ничего больше.
Наша цель в другом – произведение автора должны прочитать! И не просто прочитать, а задуматься над ним. Для нас важно, чтобы читатель старался постичь произведение автора, а заодно попытался бы разобраться в тонкостях литературного искусства.
Для этого в концепцию нашего альманаха включен принцип обязательной литературной критики после опубликованных произведений в прозе, поэзии и драматургии.
Теперь читатель может не только прочитать современного поэта и писателя, но и услышать мнение о нем литературного критика или профессионального литератора сразу, здесь и сейчас. И еще лучше не одно мнение, а несколько. Мы искали аналог такого метода в истории литературных публикаций, но найти нечто похожее так и не смогли.
Мы принципиально не приемлем массовые литературные интернет-ресурсы. Почему? Потому что это всего лишь площадки для знакомств и общения.
Потому что все массовые литературные сайты создают лишь иллюзию серьезного литературного сообщества, а по факту являются ярмарками тщеславия, хозяева которых тайно или явно, играя на честолюбии и амбициозности пишущих людей, различными способами залезают в карманы своих пользователей. Чем больше массовость и чем выше трафик таких сайтов, тем значительнее прибыль их владельцев. Ничуть не стесняясь, хозяева массовых литературных интернет-ресурсов своим главным успехом считают именно монетизацию сайта, а не какие-то иные гуманитарные критерии. Эти ультрановые мелкобуржуазные лавочники-либеральчики фундаментальной основой своих владений считают не уникальное творчество профессиональных поэтов и писателей, а именно ничем не ограниченное количество словесного мусора от дилетантов и графоманов, падких на лесть и похвалу от точно таких же, как они сами.
Публиковаться на массовых литературных сайтах очень легко, но это всё равно, что утонуть в болоте среди сотен тысяч других – никому не известных авторов. Планка литературной значимости на таких литературных интернет-ресурсах находится на критично низком уровне.
Идти со своим творчеством нужно не туда, где создаётся высокая массовость, а туда, где вашим публикациям гарантирована высокая престижность.
Наша задача-минимум: сделать альманах интересным для читателей.
Наша задача-максимум: сделать альманах полезным для российского общества.
Сегодня расплодились литературные сайты и электронные журналы, имеющие либерально-западную ориентацию. Их руководство принадлежит к пен-центрам и пен-клубам, существующим на зарубежные гранты и занимающимся политической деятельностью, которая, естественно, направлена против нашей страны – Российской Федерации. Вот как многие из них говорят о себе: мы – «последний островок свободы», мы – «независимый культурный проект с идеями свободы, равенства и единства», «мы – международный проект, доказывающий, что литература – территория без границ».
Обратите внимание, что в этих красивых, но очень хитрых лозунгах нет ни одного слова о русском языке, о русском народе, о России. Для этих писателей таких понятий не существует априори. Однако они активно работают с молодежью, заманивая её в свои интернет-сети возможностью публикаций, одобрительной литературной критикой, различного рода наградами и премиями (понятно, что не за свой счёт, а на деньги западных спонсоров). Характерная особенность – язык общения на таких интернет-ресурсах полурусский, обильно унавоженный англицизмами и американизмами. Если говорить прямо, то эти литературные сообщества суть либеральное сектантство.
Команда создателей литературного альманаха «Гражданинъ» принципиально стоит на консервативно-патриотической почве, считая для себя судьбоносными любовь к русскому языку, любовь к русскому народу, любовь к России – к своей большой и единственной Родине.
Двери нашего издания открыты для профессиональных писателей и поэтов, публицистов и критиков как из России, так и других стран. Главное – это принадлежность к русскому миру.
Ключевая позиция в альманахе – объективная литературная критика, которая с каждым номером будет расширяться по именам и углубляться по качеству материалов, а также по методу их подачи.
Здесь обязательно будет идти яркая публицистика: историческая, политическая, литературная.
Все материалы в альманахе разбиты на блоки, кроме литкритики, которая присутствует у нас везде: в прозе, поэзии, драматургии (исключение – публицистика, где литкритика может быть выставлена в качестве отдельной статьи, очерка, эссе по какой-либо теме).
Блоки:
Современная проза (рассказы, новеллы, миниатюры, повести, главы из романа).
Современная поэзия (подборки стихов).
Современная драматургия (мини-пьесы и одноактные пьесы).
Поэтическая мозаика (10 поэтов, одно стихотворение от одного автора).
Три блока публицистики: историческая, политическая, литературная.
Память (великие): мемориальные статьи.
Память (рано ушедшие): очерки о творчестве.
Ретро-проза. Фрагменты творчества и сопровождающие материалы.
Ретро-поэзия. Подборки стихов и статьи о поэтах.
Эксклюзив (сенсационный материал, специально подготовленный к альманаху, нигде ранее не опубликованный).
Книги (преамбулы к интересным книгам и рецензии к ним).
Мысли (афоризмы, цитаты, парадоксы) с определенной тематикой.
Юмор, сатира, пародия, каламбур, литературная шутка.
Литературные игры. Необычные конкурсы.
Наш альманах имеет уникальную систему распространения и не привязан к какому-то определенному месту или сайту. И в этом заключено его очевидное преимущество перед любыми веб-ресурсами, имеющими привязку к серверам.
Мы хотим донести до нашего читателя очень простые понятия, связанные с настоящей профессиональной литературой:
1) литература не может существовать вне идеологии;
2) литература не может существовать вне морали;
3) литература не может существовать вне цензуры.
- Литературный автор – это всегда носитель какой-либо идеологии. Он может писать о чём угодно, сочинять любые произведения на любые темы, но…
Но этот автор всегда имеет определенное личное мировоззрение (мироощущение, миропонимание), что, в конечном счете, выливается в принадлежность к какой-либо идеологии.
К примеру, автор с патриотической идеологией никогда не напишет «гадости и мерзости» о своей Родине. А вот автор с идеологией либерала-космополита без колебаний обгадит Россию и без всяких сомнений найдет рай на Западе.
Кстати, фраза писателя или поэта – «я вне идеологии» – сама по себе уже является вполне определенной идеологией этого литератора.
Даже в темах, которые, казалось бы, никак не связаны с идеологией (природа, любовь, дети), отражается идеология автора. В чем? В отношении автора к природе, любви, детям.
- Литератор, который позиционирует себя вне морали, занимается пустым делом, ибо литература вне морали является безнравственной литературой, а значит – ущербной и порочной.
Некоторые литераторы в 90-е годы добились успеха и признания среди либеральной общественности с помощью аморальности в своих произведениях. Однако к настоящей профессиональной литературе эти авторы так и не были причислены, кроме своего извращенного круга, ибо их литература была изначально безнравственной, ущербной и порочной.
- Писатель или поэт, который отвергает цензуру, демонстрирует себя на публике в качестве, мягко говоря, весьма недалекого человека. Настоящая профессиональная литература (помимо авторской самоцензуры) обязательно должна проходить через государственную цензуру. Почему?
Потому что Государство, в котором живут люди, должно иметь идеологию, иначе у людей отнимаются высокие цели и смыслы.
Государственная идеология, в свою очередь, определяет для людей принципы морали, иначе безнравственность и вседозволенность заполнит общество вплоть до его полного разложения и одичания.
И, наконец, идеологию и мораль в государстве невозможно утверждать и сохранять без цензуры.
Кстати, на Западе существует жесточайшая цензура – мышь не проскочит с инородным мнением. Почему же мы отказались от цензуры?
Коллектив, издающий наш альманах, очень разный по возрасту, по месту проживания, по судьбе, но высокопрофессиональный в литературной сфере. Объединяет нас одно – любовь к Родине и желание внести посильный вклад в её процветание. Культура и, в частности, литература – важнейший компонент нашей жизни. Она формирует мировоззрение человека, помогает душе найти правильный путь.
Надеемся и верим, что наш творческий вклад поможет вам, дорогие читатели, в эти непростые времена.
Леонид Кутырёв-Трапезников
Помню эту статью. Собственно с этого всё и начиналось. Прекрасно написано, Лео!
Спасибо, Лев! Концептуальная статья, выстраданная…